Настройка барабанов
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Общие сведения
2. Использование тюнеров
3. Основные правила настройки барабанов
3.1. Ударный и резонансный пластики
3.2. Пластики сравнительно друг друга
3.3. Барабаны по нотам
4. Тонкости настройки барабанов
4.1. Тома
4.2. Бас-бочка
4.3. Малый барабан
Каждому барабанщику периодически приходится выполнять настройку ударной установки. Предлагаем подробное руководство по настройке малого барабана, бас-бочки и томов. Рассказываем об основных правилах, которые нужно соблюдать во время этой непростой процедуры и о тонкостях настройки всех элементов. Также даем полезные советы от компетентных экспертов магазина музыкальных инструментов и аксессуаров «Дирижер», как достичь впечатляющего звучания. Их соблюдение поможет вам накопить полезный опыт и научиться настраивать инструменты так же профессионально, как это делают гуру современной музыки.
Общие сведения
Особенности конструкции барабана, от которых зависит его звучание
От ударных пластиков зависят атака и звон, от резонансного - набор обертонов и послезвучие. Самозабвенно стуча по барабанам, музыкант может слушать только ударную сторону, а окружающие - сочетание обоих элементов. Такое часто случается, если концертная площадка располагается выше, чем находятся зрители. Смешанное звучание оставляет желать лучшего. Микрофон подзвучки немного исправляет это положение.
При настройке барабана важнее всего правильно посадить пластик: если с одной стороны он будет натянут хуже, чем с другой, либо изменит первоначальную геометрию, то окажется децентрированным. Из-за этого нарушится вибрация, что приведет к неоднородному распределению строя по ободу, а весь элемент перестанет строить.
Если вы некорректно настроите инструмент или плохо наденете пластик, вероятно, он будет поврежден и не сможет как следует работать. Даже при настройке инструмента по тюнеру нельзя быть уверенным в том, что пластик посажен по всем правилам. Если кромки обечайки или обод измяты, пластик потеряет правильную форму и придет в негодность.
Не надо смешивать тембр и ноту настройки. Тембр - это единая окраска звучания, нота - ключевой тон, при извлечении которого инструмент издает открытый плотный звук. Строй можно менять, но это не относится к резонансу обечайки. Различие между такими оттенками, как яркое и теплое, и считается тембром.
На чистоту звука влияет состояние границы обечайки: если она плоская и гладкая, обладает безупречной геометрией, даже дешевые ударные звучат неплохо. Если в обечайке есть повреждение либо она выполнена из некачественного материала, то даже дорогостоящая установка не порадует чистотой звука.
Чем длиннее обечайка, тем более громко и сильно звучит инструмент. Короткая обечайка обеспечивает улучшение артикуляции и взрывной звук.
Ободы бывают штампованными и литыми, изготовленными из металлической проволоки или дерева. Штампованные настраивать труднее. Однако они позволяют добиться теплого густого звука. Большинство ударников монтируют их на тома.
Ободы из алюминия обладают более высоким звуком, чем из стали. По этой причине их чаще всего устанавливают на малый барабан, поскольку они издают хорошо слышимые щелчки. Элементы из меди делают звук барабана выраженно мелодичным.
Обод из древесины в зависимости от своей толщины может быть жестким либо гибким. Первый похож по своим характеристикам на литой, второй - на штампованный. Поскольку обод соприкасается с обечайкой, римшот становится более выраженным.
Чем меньше количество ушек на ободе, тем более густо звучит барабан, а состав обертонов становится более сложным. Когда между ними значительные промежутки, точно установить пластик будет труднее.
Использование тюнеров
Устройства выполняют измерения натяжения либо крутящего момента. Хотя высокотехнологичные аппараты весьма удобны в использовании, в первую очередь надо ориентироваться на собственные ощущения. Если тюнер производит замер крутящего момента, его могут обмануть инструменты с упругими пружинящими ушками, располагающимися на ободе. Аппарат, исследующий натяжение пластика, способен ошибиться при монтаже элементов, имеющих различную ширину.
Иногда ударник может подумать, что какие-то винты ослаблены. Настраивая пластик, изначально придется проверить строй каждого винта. Однако измерительные приборы помогают сократить период настройки. Для этого следуйте алгоритму действий:
- поставьте пластик вручную, на слух (это всегда предпочтительнее делать таким образом);
- возьмите тюнер и запишите показатели, как строй изменяется от натяжения;
- при этом все винты должны иметь одинаковый строй.
Это поможет сэкономить драгоценные минуты перед репетицией при последующей установке аналогичного пластика. Советуем записать замеры, произведенные для игры в студии и на концерте. Потому что при выступлении на просторной сцене с открытым пространством лучше сделать строй повыше. Помните о том, что при покупке новых барабанов и пластика увеличенной или уменьшенной толщины, при изменении способов изготовления, пластик придется сажать заново вручную и опять записывать полученные числа.
Как понять, что пластик пора заменить:
- Поверхность пришла в негодность.
- На покрытии возникли вмятины и повреждения.
- После пробной посадки пробуете сделать низкую настройку, но необходимого строя добиться не получается. В результате звучание оказывается дребезжащим: это говорит о том, что пластик вытянулся и плохо контактирует с обечайкой, что чаще всего происходит с двухслойным пластиком. Необязательно сразу его выбрасывать: с помощью нагревания горячим воздухом из фена попытайтесь его переставить или перенастройте инструмент повыше.
- При смене места игры: если студия или сценическое пространство уменьшились или увеличились по площади, это непременно отразится на звуке. Поэтому в разных условиях рекомендуем использовать различные пластики.
- Требуется провести сравнение звучания пластиков разных брендов.
Основные правила настройки барабанов
Ударный и резонансный пластики
Опишем процедуру, по которой настраиваются все барабаны: малый, том и бас-бочка, на примере настройки ударного пластика. Настройка резонансной стороны выполняется аналогично. Однако, выполняя настройку малых барабанов, не забывайте выключать подструнник. Лучше прижать его с помощью палочки либо на время снять.
- Необходимо снять пластики: откручиваем шурупы и снимаем обручи на обеих сторонах инструмента. Если занимаетесь подстройкой ударного пластика, удалять резонансный не стоит. Если уже представляете приблизительный диапазон настройки или не хотите заменять резонансный пластик, располагайте барабан на коленях, на диване или на полу.
- Поставьте новый пластик, чтобы он прилегал к краям обечайки максимально плотно и ровно.
- Используя болты, прикрутите обруч. Вставьте их точно в резьбу и сначала закрутите их пальцами, а потом докрутите ключом для барабанов. Закручивайте по перекрестной схеме. Для этого вначале сделайте по четверти оборота с каждой стороны, потом по 1/8. Если у вас есть два ключа, попробуйте закрутить синхронно противолежащие шурупы. Обязательно стучите возле каждого из них пальцами или каким-нибудь предметом: извлекаемые звуки должны быть идентичными. Будет потрескивать, ничего страшного: так бывает.
- Подтягивайте пластик, пока на нем не пропадут волны и пока не появится звучание, которое будет слегка выше, чем желаемое.
- Теперь приступайте к посадке: надавите рукой по центру инструмента. Если услышите потрескивание, не бойтесь: все в порядке. Не нажимайте слишком сильно: начните с легкого и постепенно давите сильнее, но не повредите пластик. С помощью посадки постарайтесь плотно установить обруч пластика в ободе, чтобы он лучше примыкал к краям инструмента. Учтите, что после усадки пластик может начать звучать ниже. Это подтверждает, что он нуждался в усадке.
- Чтобы избавиться от лишних обертонов, используйте демпферное кольцо или гелевые липучки, которые располагаются рядом с краями ударных пластиков.
Пластики сравнительно друг друга
Когда будет настроена каждая из сторон барабана, попытаемся добиться их слаженного звучания. Для этого воспользуйтесь одним из трех вариантов:
- Настроить два элемента в унисон - таким образом добиваются кристального тона и достаточно продолжительного сустейна.
- Подстроить ударный пластик выше резонансного - звук инструмента станет глубже, сустейн - достойным, палочки будут хорошо отскакивать. При более сильных ударах возможно падение или рычание звука.
- Сделать ударную сторону ниже, чем резонансную - барабан зазвучит более мелко, а сустейн укоротится.
Барабаны по нотам
Чтобы вся ударная установка звучала мелодично, интервал между нижним и верхним пластиком должен равняться большой терции вверх между томами малой терции. Также попробуйте настроить чистую кварту между обоими пластиками и домами. Подстраивая малый барабан, не забывайте отключать пружины, расположенные на пластике-резонаторе.
Тонкости настройки барабанов
Тома
Их разрешается подстраивать в произвольном порядке. Дело в том, что диапазон звучания каждого барабана ограничен. Поэтому не следует выходить за его границы. Если вы низко подстроите меньший по диаметру том, а потом перейдете к большому, может случиться так, что для его габаритов звук покажется слишком низким. Придется перенастраивать все тома более высоко.
Чтобы звук у всех томов был гармоничным, рекомендуем настроить их по нотам.
Случается, что при настройке в студии звучание кажется идеальным, но на живом выступлении оно будет грязным и расплывчатым. Чтобы этого не случилось, учитывайте следующий фактор: чем дальше вы от ударной установки, тем ниже кажется ее звучание. Советуем встать на место аудитории и подкорректировать настройку, когда помощник стучит по барабану.
Бас-бочка
Чтобы бас звучал упруго, поднимите пластик-резонатор на пару либо единственную ноту вверх или перестройте обе стороны повыше.
Для достижения «пластмассового» звука возьмите ударный однослойный пластик, определите нижнюю ноту и ослабьте все винты. Твердые колотушки из войлока нормально работают и без прокладки. А вот изготовленные из пластмассы или дерева в ней нуждаются.
Чтобы добиться жирного звука баса, воспользуйтесь инструкцией настройки тома. Однако диапазон может оказаться слегка ограниченным. Для наилучшего резонанса бас-бочка должна быть достаточно высоко поднята над поверхностью пола.
Малый барабан
Подстройка выполняется по приведенной выше инструкции. Следует учесть, что у малого барабана, в отличие от всех остальных, имеется подструнник. При настройке пластика в обязательном порядке его нужно выключать, а лучше снять либо придавить палочкой, чтобы пружинки не соприкасались с резонансным пластиком. Когда оба пластика будут настроены, подструнник ставится обратно.
Нужно включить и очень осторожно натягивать пружины. Одновременно слушайте, как изменяется звук малого барабана. Вначале подструнник будет дребезжать, звучать довольно грязно. Затем дребезжание снизится, звучание станет сухим. Далее звук станет теплым и будут слышаться шлепки по струнам. Потом теплота исчезнет, появится артикуляция звучания. На последней стадии звук станет грязным и «придушенным», без тембра.
При настройке подструнника лучше всего ориентироваться на теплое звучание либо артикуляцию. А вот дребезжания и задушенного звука стоит всегда избегать. Настраивая барабаны, постоянно прислушивайтесь и выбирайте то звучание, которое вам больше всего подходит. Постепенно вы научитесь идеально настраивать ударную установку, что поможет делать это быстро и правильно. На сайте магазина «Дирижер» всегда найдется ценная информация для музыкантов и любителей музыки и множество музыкальных товаров отличного качества.